Баяндин А.В. Что такое информация? Основная информация которая дает

Информация является одной из фундаментальных философских категорий, вместе с веществом, энергией, пространством и временем. имеет много разных определений, которые раскрывают все его грани. Философский словарь дает ей такое определение - во-первых, это совокупность каких-либо знаний, данных, некоторых сведений, а во-вторых, это одно из самых главных понятий в кибернетике.

Еще одно понятие информации - это продукт, полученный в результате взаимодействия данных с адекватными методами. Данными являются любые зарегистрированные сигналы. Но для того, чтобы извлечь из них сведения, нужны определенные методы.

Также существует такое понятие информации, как некоего ресурса, запаса некоторых характеристик объекта, но ресурса неистощимого, имеющего способности к обновлению и воспроизведению. И с этим ресурсом можно производить некие действия - информационные процессы. В структуре возможных операций с ним можно выделить несколько основных разновидностей.

Виды информационных процессов:

1) Поиск - извлечение информации из хранилищ.

2) Сбор - ее накопление для обеспечения полноты, достаточной чтобы принять решение.

3) Формализация - приведение всех ее видов в одинаковую форму для того, чтобы они стали сопоставимыми друг с другом.

4) Фильтрация - отсеивание данных, не нужных для принятия решения.

5) Сортировка - упорядочение всех данных по определенному признаку для более удобного использования, применяется для повышения ее доступности.

6) Архивация данных - организация процесса в легкодоступной и удобной форме, благодаря этому процессу снижаются экономические затраты на хранение данных и повышается надежность.

7) Защита данных - это меры для предотвращения утраты, модификации или воспроизведения данных.

8) Транспортировка - передача и прием данных между участниками

9) Преобразование - перевод данных в другую форму или в другую структуру.

Понятие информации сложно и многогранно, поэтому следует приложить усилия, чтобы изучить его.

Особенности информации заключаются в том, что она не является веществом или энергией, хотя отражает действительность в виде распределения материи и энергии во времени и в пространстве и процессов их перераспределения. Однако информация это свойство лишь живых организмов, способных производить фиксирование информации. Источником информации для живых организмов являются органы чувств.

Информация не материальна , хотя для ее существования нужны (первоначально - белки в теле организма). Как правило, чем сложнее объект материального мира или процесс, тем больше информации он в себе несет и, наоборот, чем сложнее организм, собирающий информацию, тем больше вариантов его поведения может соответствовать одной и той же полученной информации.

Понятие и виды информации

Знания, как полученная и сохраняемая информация об окружающих предметах и явлениях, являются жизненно важными для всех живых организмов. Человек, в отличие от других живых организмов, может использовать специальные приборы, которые позволяют расширить познания, которые было бы невозможно получить за счет органов чувств. Кроме того человек может использовать разнообразные материальные носители информации , с помощью которых можно передать информацию остальным людям, которые лично не присутствовали при сборе информации, но в общем случае, заинтересованы в обладании ей.

Определение информации

Существует определение понятия информация от К.Шеннона, согласно которой:

определение информации - это снятая неопределенность, т.е. сведения, которые должны снять в той или иной степени существующую у потребителя до их получения неопределенность, расширить его понимание объекта полезными сведениями.

Любой человек каждый день сталкивается с большими объемами различной информации. Она разнообразна, может быть полезной или не очень. Но в любом случае без нее невозможно жить. К информации имеет прямое отношение наука информатика, это объект ее изучения. Ниже мы рассмотрим понятие и виды информации.

Информация - это первичное, базовое понятие в информатике. Его невозможно определить с помощью других, так как их еще нет. Проблема определения осложнена тем, что это понятие используется во многих науках (кибернетика, информатика, биология, физика и др.), и в каждой из них оно связано с разными системами научных знаний.

Информация и физика

В физике есть понятие "энтропия системы", которое является мерой хаоса, беспорядка для термодинамической системы, информация же (антиэнтропия) - это мера ее сложности и упорядоченности. Если увеличивается ее сложность, то величина энтропии становится меньше, а величина информации растет. Подобный процесс, при котором увеличивается информация, возникает в открытых, саморазвивающихся, обменивающихся энергией и веществом с окружающей средой системах живой природы (белковые организмы и молекулы, популяции животных). Можно сказать, что в физике информацию рассматривают как антиэнтропию.

Информация и биология

В биологии, изучающей живую природу, информация связана с целесообразным поведением живых организмов. Это поведение строится согласно полученным организмом сведениям о внешней среде.

В биологии понятие «информация» применяется также при исследованиях механизмов наследственности, так как известно, что генетическая информация способна передаваться по наследству и храниться в каждой клетке живого организма. Все сведения о строении организмов содержат в себе такие молекулярные структуры как гены. Ученые, зная это, могут создавать точную копию организмов из всего лишь одной клетки (клонирование).

Информация и кибернетика

Кибернетика - это наука об управлении, понятие «информация» в ней связывается с процессами управления в достаточно сложных системах (технических устройствах, живых организмах). Нормальное функционирование технического устройства или жизнедеятельность каждого организма зависят от управления, благодаря которому могут поддерживаться в нужных пределах значения их параметров. Получение, хранение, преобразование и передача информации - это процессы управления.

Определения понятия «информация»

Информация - это различные сведения о явлениях и объектах окружающей среды, а также об их свойствах, состояниях и параметрах, которые способны уменьшить имеющуюся неопределенность неполноты знаний о них. Это одна из исходных общенаучных категорий, которая отражает структуру материи и способы ее познания, она не может быть сведена к другим, более простым понятиям.

Информация - это представление (понимание, интерпретация, смысл), которое возникает в аппарате мышления человека, сразу после того как он получает данные, взаимоувязанное с предшествующими понятиями и знаниями. Это содержание сигнала или сообщения, сведения, которые рассматриваются в процессе их восприятия или передачи.

Особенность информации

У информации существует характерная особенность, которая отличает ее от прочих объектов общества и природы - это дуализм, так как на ее свойства могут влиять свойства данных, которые составляют ее содержательную часть, а также методов, которые взаимодействуют с данными в ходе информационного процесса.

Исключительность информации

Информация проявляется только в том случае, если имеются объекты, которые находятся в контакте между собой. Обмен ею происходит не между любыми объектами, а только между теми, которые являются организованной структурой (системой). Элементами такой системы могут являться не обязательно люди: обмен различными сведениями может осуществляться между животными и растениями, живой и неживой природой, устройствами и людьми.

Виды информации в информатике

Человек всю свою историю пытался преобразовать природу и общество, в ходе этого возникала все новая и новая информация. Мы рассмотрим все виды информации. Таблица представлена ниже.

Виды информации по форме представления

Информация может быть представлена разными формами. Мы воспринимаем текстовую информацию (представленную в виде символов алфавита какого-либо языка), читая книги, журналы, газеты, ищем ее в текстовом виде по средствам сети Интернет. Одновременно с ней можем получать и символьные сведения, которые состоят из цифр в различных системах счисления. Глядя на всевозможные иллюстрации, картины, схемы, чертежи, графики, мы способны воспринять графический вид информации. Звуковые сообщения поступают к нам от других людей, которые говорят что-то, мы слышим их с помощью радио, звуковоспроизводящих устройств. Но чаще всего мы предпочитаем комбинированный вид получения сведений, когда нам, например, не только рассказывают, но и показывают; рассказывают и дают прочитать это самостоятельно. Он оказывает на нас наибольшее влияние. Рассмотренные виды информации в информатике встречаются постоянно в повседневной жизни любого человека, и мы вольно или невольно воспринимаем ее, она откладывается у нас памяти.

Виды информации по способам восприятия

Урок информатики, на котором рассматриваются виды информации, способен дать сведения о том, что она может быть воспринята по-разному, разными органами чувств. Визуальная - воспринимается при помощи зрения, аудиальная - слуха, тактильная - ощущений, обонятельная - запаха, а данные о вкусе дает нам язык. Отдельные виды информации в информатике могут восприниматься разными людьми по-разному. Кто-то больше запоминает, если что-то услышал, другой - если увидел, а третий - если потрогал.

Виды информации по типу сигнала

В информатике принято различать основные виды информации: аналоговую (непрерывную) и знаковую (дискретную). Знаковая может передаваться, обрабатываться и храниться в виде множества различных символов. Ее можно содержать в рукописных и печатных документах, она способна отразить состояние цифровых автоматов и т. п. Противоположностью этому виду является непрерывная информация, которая воплощается в звуковых, зрительных и прочих образах, ее еще можно наблюдать в непрерывных траекториях процессов (кардиограмма, осцилограмма).

Можно сказать, что все сведения могут быть представлены в аналоговом виде (свет, звук) или последовательностью отдельных сигналов (компьютерный код, электрические импульсы).

Рассмотренные выше понятие и виды информации дают понять, как она многообразна и многолика. Каждый из нас ее постоянно воспринимает, обрабатывает, передает. Без нее невозможна наша жизнь. Виды и средства информации менялись на протяжении истории человечества. От зарубок на стенах пещер и примитивной речи мы перешли к современному уровню развития.

1. 8 теории информации этот термин употребляется формальным образом для квантификации массива пунктов в терминах числа выборов, которые есть у каждого, имеющего дело с этими пунктами. По определению, количество информации, измеряемое в битах и сокращенно обозначаемое как Н, содержащееся в массиве равновероятных выборов, выражается как log2 N, где N – число выборов. Таким образом, ответ на вопрос: "Дождь идет?" – будет обеспечивать один бит информации, так как имеется только два выбора (да или нет) и log2 2=1. (Обратите внимание, что не имеет значения, истинен ответ или нет.) Если кто-то выбирает из 16 равновероятных альтернатив, этим выбором будет обеспечиваться 4 бита информации (log216 = 4). В общем, чем менее вероятно событие, тем большее количество информации передается с его возникновением.

Интересно, что это употребление понятия информация параллельно тому, что физикам известно как энтропия или случайность. Когда множество сильно структурировано и не характеризуется случайностью, показатели и энтропии, и информации низкие. Это значение термина, следовательно, связано не с тем, что сообщено, но с тем, что могло бы быть сообщено; следовательно, его следует концептуально различать с 2. 2. Свободное значение: любой материал с содержанием. Это значение термина близко к стандартному значению в неспециальном употреблении. Информация здесь, в основном, любое знание, которое получено, обработано и понято. Когда понятие моделей обработки информации впервые вводилось в когнитивной психологии, термин информация использовался в значении 1. Однако трудность в определении того, сколько информации содержится в чем-то и, следовательно, обрабатывается кем-то, кто имеет дело с относительно прямым, но сложным сообщением (например, это предложение), быстро привела к смещению к значению 2.

ИНФОРМАЦИЯ

information; Information) относится ко всем тем данным, которые поступают к человеку извне по разным чувственно-перцептуальным и сенсорно-моторным каналам, а также к тем данным, которые уже переработаны центральной нервной системой, интериоризованы и реинтерпретированы человеком и представлены в его голове в виде ментальных репрезентаций. Когнитивный поворот в науке поставил в центр исследовательских интересов прежде всего когнитивную информацию как специфически человеческую информацию, приобретаемую в опыте познания мира при восприятии и обобщении этого опыта. Собственно предметом когнитивной науки является ментальная информация, которую Дж.Фодор определяет как «внутренний код» ; Дж.Миллер и Ф.Джонсон-Лэрд под ментальной информацией подразумевают «концептуальную структуру» [Мiller, Johnson-Laird 1976]; Р.Джекендофф к задачам когнитивной теории относит изучение структуры ментальной информации и принципов «компьютации» (вычисления) этой информации . Ментальная информация имеет отношение к различным ментальным пространствам, содержание которых могут составлять как сведения реальном мире, так и о планах, убеждениях, интенциях и т.п. Концептуальная информация рассматривается как результат познавательной деятельности человека, как та содержательная информация, которая уже стала продуктом человеческой обработки и структурации знаний. Концептуальная информация возникает в процессе осмысления всей поступающей по разным каналам информации и может включать как сведения об объективном положении дел в мире, так и сведения о возможных мирах и положении дел в них.

ИНФОРМАЦИЯ

от лат. informatio – разъяснение, изложение) – первоначально – любые сведения, передаваемые людьми устным, письменным или др. способом; с середины ХХ в. – общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, людьми и техническими устройствами, техническими устройствами, обмен сигналами в растительном и животном мире, передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму. В конфликтологии информационный подход к изучению и регулированию конфликтов пока не обоснован, необходимость и значение его не осознаны в силу молодости науки. Информационный подход в конфликтологии м. б. применен в четырех основных сферах. 1. Сфера исследования реальных конфликтов, каждый из которых можно подвергнуть системно-информационному анализу. Любые решения и действия участники конфликта предпринимают на основе информационных моделей конфликтной ситуации, имеющейся у них. Сам процесс конфликтного взаимодействия представляет собой обмен И. между участниками конфликта. Ключ к пониманию конфликтов лежит в исследовании информационной среды, в условиях и под воздействием которой они возникают, развиваются и завершаются. 2. Стереотипы поведения людей в конфликтах являются результатом информационного воздействия опыта жизни человека. Изучение того, какие виды И. и каким образом формируют неосознаваемые мотивы конфликтных действий человека в будущем, – важное направление исследования и регулирования конфликтов. 3. Воздействие третьей стороны на конфликт с целью его конструктивного разрешения носит информационный характер. Качественное информационное обеспечение управления конфликтом – ключевое условие успешной работы конфликтолога. 4. Сама конфликтология представляет собой научные знания о конфликтах, развитие которых подчинено законам получения, передачи и хранения И. В ХХ в. авторы 607 диссертаций по конфликтологии использовали при проведении исследований примерно 10 % И., имеющейся по проблеме в науке, которую они представляют, и примерно 1 % И. из смежных наук. Трудности в распространении конфликтологической И. тормозят развитие науки.

ИНФОРМАЦИЯ

от лат. informare - составлять понятие о чем-либо) - совокупность сведений, уменьшающих неопределенность в выборе различных возможностей. В инженерной психологии - любые изменения в управляемом процессе, отображаемые на информационной модели или непосредственно воспринимаемые оператором, а также команды, указания о необходимости осуществления тех или иных воздействий на процесс управления. Любое сообщение информативно, если оно представляет то, чего мы не знали до этого сообщения. Сообщение представляет собой совокупность сведений о некоторой физической системе. Применительно к деятельности оператора сообщение - это совокупность зрительных, акустических и иных сигналов, воспринятых в данный момент времени, а также «сигналов», хранимых в памяти оператора. Сообщение приобретает смысл (содержит определенное количество информации) только тогда, когда состояние системы заранее не известно, случайно, то есть системе заранее присуща какая-то степень неопределенности. В качестве меры неопределенности используется понятие энтропии. Неопределенность системы уменьшается при получении каких-либо сведений об этой системе. Чем больше объем полученных сведений, чем они более содержательны, тем большей информацией о системе можно располагать. Поэтому естественно количество информации измерять уменьшением энтропии той системы, для уточнения состояния которой предназначены эти сведения. Если исходная (априорная) энтропия системы была Н(Х), а после получения сведений об этой системе (напр., после обновления информации на средствах отображения) энтропия стала Н0 (Х), то количество полученной информации равно: 1 = Н(Х)-Н0 (Х). В том практически важном случае, когда после получения сведений состояние системы стало полностью определенным, т. е. Н0 (Х) = 0, количество полученной информации равно энтропии системы: 1 = Н(Х). Используемая в деятельности оператора И. классифицируется по ряду признаков. По назначению И. может быть командной (дает указания о необходимости проведения определенных действий) и осведомительной (дает представление о сложившейся ситуации). По своему характеру И. может быть релевантной (полезной в данной ситуации) и иррелевантной (бесполезной в данной ситуации; такая И. может оказаться и вредной с точки зрения эффективности работы оператора, тогда она называется помехой). И, наконец, с точки зрения полноты И. разделяется на избыточную и безызбыточную. Введение избыточности (изображение, естественный язык и т. п.) является эффективным средством борьбы с помехами, повышает помехоустойчивость работы оператора. Количество И., передаваемой операторам со средств отображения на органы управления, может существенно отличаться от количества поступившей И. (энтропии источника И.). Это отличие обусловлено, во-первых, тем, что, как и для технического канала связи, часть информации Н п6м может быть потеряна за счет воздействия помех. Во-вторых, количество И. увеличивается за счет использования дополнительной И. Она образуется за счет привлечения некоторых данных, хранимых в памяти оператора, а также в том случае, если в процессе решения задачи оператору нужно провести какие-либо вычисления, проверить логические условия или осуществить запоминание некоторой части информации. Поэтому в общем случае количество И., перерабатываемой оператором, равно Н = Н + Н - Н. Единицей измерения количества И. является двоичная единица, или бит. Бит - это энтропия простейшей системы, имеющей два равновероятных состояния. Одну двоичную единицу один бит) оператор получает при выборе одного из двух равновероятных сигналов. В инженерной психологии и эргономике изучаются такие характеристики И., как ее количество, ценность, достоверность, избыточность, безопасность, а также такие информационные процессы, как кодирование, сжатие, старение, рассеивание, воспроизведение И.

Информация – это совокупность каких-либо сведений, данных, передаваемых устно (в форме речи), письменно (в виде текста, таблиц, рисунков, чертежей, схем, условных обозначений)либо другим способом (например, с помощью звуковых или световых сигналов, электрических и нервных импульсов, перепадов давления или температуры и т.д.).

В середине 20 века термин «информация» стал общенаучным понятием, включающим обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом (ЭВМ), автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму.

Теоретические и практические вопросы, относящиеся к информации, изучает информатика.

Информатика – отрасль науки, изучающая структуру и свойства информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, поиском, передачей, переработкой, преобразованием, распространением и использованием в различных сферах человеческой деятельности.

Есть еще одно определение информатики:

Информатика – это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров.

Пристальное внимание к информатике связано с бурным ростом объема человеческих знаний, который часто называют «информационным взрывом ». Общая сумма человеческих знаний изменялась раньше очень медленно. Затем процесс получения новых знаний заметно ускорился. Так общая сумма человеческих знаний к 1800 г. удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. – каждые 10 лет, к 1970 г. – каждые 5 лет, к 1990 г. – ежегодно. Т.о., в настоящее время накоплен большой объем информации, обработать который вручную людям невозможно (в силу своих физиологических особенностей).

Эффективным инструментом обработки большого количества информации и незаменимым помощником в жизни человека стал компьютер (от англ. computer- вычислительное устройство).

Основные направления использования компьютера:

  • накопление, хранение и обработка больших объемовинформации, быстрый поиск требуемых данных;
  • выполнение научных, экономических и конструкторских расчетов;
  • делопроизводство (составление писем, оформление документов);
  • обучение и приобретение профессиональных навыков;
  • издательское дело;
  • построение чертежей, диаграмм, создание рисунков и
    картин, мультфильмов, кинофильмов, видео клипов;
  • общение людей;
  • имитация работы человека-эксперта в определенной
    предметной области;
  • игры и развлечения.

    Несмотря на многообразие решаемых с помощью компьютера задач, принцип его применения в каждом случае один и тот же: информация, поступающая в компьютер, обрабатывается с целью получения требуемых результатов. Не случайно в США и Великобритании учебный курс информатики называется ComputerScience - компьютерная наука. Итак, информатика занимается вопросами обработки информации с помощью компьютера. Для решения конкретной задачи компьютер должен выполнить определенные действия (команды) в строго определенном порядке.

    Программа - это записанный в определенном порядке набор команд, выполнение которых обеспечивает решение конкретной задачи. Процесс составления программ называется программированием .

    Таким образом, чтобы решить конкретную задачу, необходимо иметь компьютер, т.е. само устройство для осуществления действий. В английском языке имеется специальное слово – hardware- для обозначения всех частей и приспособлений, из которых состоит компьютер, т.н. аппаратная часть . Кроме компьютера необходимо иметь набор программ, управляющих его действиями, - программное обеспечение , или software. Это слово придумано специально, чтобы подчеркнуть, что программное обеспечение является равноправной частью компьютера как устройства, предназначенного для решения задач, но в отличие от “твердой” аппаратной части, ПО (программное обеспечение) гибкое, изменяющееся в зависимости от конкретной решаемой задачи.